Чтобы скоротать время в полёте на самолёте, можно взять с собой портативную УКВ радиостанцию. Многие радиолюбители уже пробовали так работать, и это прекрасный опыт, сравнимый с работой с вершины горы. Но по сравнению с Уральскими горами, где максимальная высота будет 1400 метров, с борта получить поработать с высоты 10000 метров. Хотя корпус самолёта и экранирует сигнал трансивера, но если разместить антенну рядом с иллюминатором, то работать можно вполне комфортно. Желательно иметь с собой гарнитуру, с ней и слышно будет лучше, и не будете мешать спать рядом сидящим пассажирам. При работе с воздушного судна к позывному добавляется суффикс /AM.
При досмотре в аэропорту у меня не разу не просили объяснить зачем мне с собой какое-либо электронное устройство, включая радиостанцию. Единственное на что стоит обратить особое внимание - наличие ручной клади. Например у "Победы" в обычных билеты нет ручной клади, только багаж, и возможность пронести в салон строго ограниченный набор вещей, среди которых радиостанции конечно же нет. Так же есть нюанс, из-за которого большинство авиаперевозчиков фактически запрещают работать в эфире на борту, и он описан в правилах, которые вы принимаете при покупке билета. Например:
Правила авиакомпании не разрешают использование радиооборудования на борту воздушного судна:
3.6.6. Правила поведения пассажиров на борту воздушного судна.
g) использовать в течение всего полёта радиоприёмники, радиопередатчики, игрушки с дистанционным управлением, радиотелефоны;
Запрещено использовать на борту воздушного судна
Мобильные телефоны/смартфоны, планшеты, у которых отсутствует возможность переключения в автономный режим работы (авиарежим), пейджеры, беспроводные наушники, спутниковые телефоны, радиоприемники, радиопередатчики, переносные рации («Walkie-Тalkie»), любительские радиоприемники, устройства/игрушки с дистанционным управлением, беспроводные микрофоны.
На воздушных судах оборудованных световым табло «ВЫКЛЮЧИТЬ ТЕЛЕФОНЫ», использование электронных устройств разрешается после отключения светового табло.
В случае, если электронное устройство (музыкальный плеер, игровая приставка фотоаппарат) имеет функцию обмена данными (Wi-Fi/Bluetooth и т.п.), его можно использовать на борту самолета только при условии, что эти функции отключены.
Если устройство издает звуковые сигналы, необходимо использовать проводные наушники. Использование беспроводных наушников Bluetooth запрещено.
На борту воздушного судна запрещено использовать:
пейджеры, беспроводные наушники Bluetooth, приемо-передающие устройства, использующие радиосвязь, в том числе спутниковые телефоны, радиоприемники, радиопередатчики, переносные рации («Walkie-Тalkie»), портативные телевизоры, любительские радиоприемники, портативные приемо-передающие радиостанции, устройства/игрушки с дистанционным управлением, беспроводные микрофоны.
В случае возникновения подозрений о влиянии вышеперечисленных приборов на нормальную работу систем навигации и радиосвязи воздушного судна, командир корабля, с целью обеспечения безопасности полета, имеет право потребовать от пассажиров прекращения использования всех электронных приборов в течение всего полета, за исключением слуховых аппаратов, кардиостимуляторов и другого оборудования, обеспечивающего жизнедеятельность
За нарушение данных правил предусмотрена ответственность:
Нарушение правил поведения граждан на железнодорожном, воздушном или водном транспорте
4. Нарушение правил фотографирования, видео- и киносъемки либо пользования средствами радиосвязи с борта воздушного судна -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере ста рублей с конфискацией пленки.
Не смотря на прямой запрет использования радиостанции, радиолюбители всё равно продолжают работать с борта самолёта. Если вы готовы заплатить штраф 100 рублей, то можно игнорировать данные правила, и не привлекая внимания бортпроводников работать в эфире, наиболее вероятно, что им будет без разницы чем вы там занимаетесь. У меня только один раз спросили, и то шутя, решив, что я подслушиваю переговоры пилотов. Рация при этом стоит открыто на подлокотнике, а антенна вытянула вдоль иллюминатора.
Кроме того, есть и правильный вариант - во время посадки на борт, попросить стюардессу узнать у командира воздушного судна разрешения для работы в эфире с портативной радиостанцией. И если он разрешит, то тогда можно спокойно работать. Я так делал только один раз - бортпроводник ответила отказом, в итоге просто слушал, не включаясь на передачу. Обратно летел с теми же проводниками, но уже не спрашивал, просто работал. По пути от Москвы до Уфы связи можно проводить без остановки, отвечают и на 2м, и на 70см, а вот ближе к Челябинску станций почти нет, дальше говорят совсем никого нет, но сам не летал.